блог

Вторая неделя военного положения: как действовать бизнесу в предлагаемых обстоятельствах советует учредитель PR-агентства «ВАРТО»

Наталья Холод о специфике ведения информационной политики компаний в условиях военного положения.

Военное положение введено в десяти областях на 30 суток. Как будут далее развиваться события прогнозируемо, но вариативно. Стоит ли компаниям принципиально менять свою стратегию в PR, внешних и внутренних коммуникациях? К чему готовиться? Как не допустить паники и кризиса в коллективе?

Для начала проанализируем причины установления военного положения (ВП) в Украине.

За четыре года, пока идёт АТО, прецедентов для его введения было достаточно. Но, в марте нас ожидают президентские выборы. Возникла политическая необходимость, и не имеет значения, что стало внешним триггером – «час Ч» настал. Команде провластного кандидата ВП даёт хороший инструментарий для влияния на ход событий и создания резонансного информационного поля. Впрочем, пользоваться ситуацией с ВП будут все кандидаты.

При «лайтовой» версии использования статуса военного положения перед штабом провластного кандидата открываются хорошие возможности значительно усложнить оппонентам ведение предвыборной агитации: контролировать СМИ и полиграфическую деятельность, ограничить проведение «неудобных» массовых мероприятий, ввести комендантский час, который затруднит ночные расклейки и подготовку провокационных мероприятий, и прочее.

Второй вариант использования военного положения — это генерация резонансных событий для удержания точки высокого эмоционального накала ситуации. А также, через нагнетание страха войны, переключение внимания электората исключительно на вопросы собственной безопасности и выбора по принципу «главное, чтоб не хуже», в итоге — псевдостабильности.

И если первый сценарий не столь критично отразится на коммуникационной политике бизнеса, то ко второму сценарию, учитывая его высокую вероятность, нужно готовиться основательно и начинать надо было еще вчера.

Тема войны вызывает у людей абсолютно естественную и понятную реакцию – страх.

Рациональные мысли и поступки уходят на задний план, включаются иррациональные реакции. В этой ситуации люди в первую очередь стараются обеспечить свои базовые потребности: еда, здоровье, ощущение безопасности. Прочие вещи отметаются как несущественные на данном этапе. Соответственно происходит резкий спад потребления по большинству категорий товаров и услуг. Но не по всем.

Например, в то время, когда в банках массово снимают депозиты, растет продажа сейфов. Люди перестают покупать товары лакшери-сегмента, а продукты первой необходимости закупают с большим запасом. Также, растут продажи антидепрессантов, некоторых видов алкоголя и тому подобное.

Итак, как маркетологам подготовиться к подобному кризису:

  1. Проанализировать — какие из продуктов и услуг вашей компании, смогут удовлетворить запросы потребителя, пребывающего в состоянии страха и поиска безопасности. Это означает, оценить их потенциал с точки зрения их роли, как стратегических продуктов компании на данном этапе – возможно, они помогут не просто удержать финансовую стабильность вашего предприятия, но и сгенерируют дополнительную прибыль. И, исходя из результата, подкорректировать маркетинговую и коммуникационную политику компании.
  2. Отстоять маркетинговый бюджет. Рекомендую проанализировать уже сделанные вложения в производство и раскрутку основных продуктов компании. Результат сравнить с расходами, которые потребуются для поддержания маркетинговой активности в период возможной нестабильности и снижения покупательской способности. Как правило, абсолютные цифры помогают трезво оценить ситуацию и не допустить одну из главных ошибок компаний в этот период – полное сокращение маркетингового бюджета. Следует помнить, после любого кризиса начинается постепенный рост потребления. Вот когда важно быстро среагировать, и не только вернуть свою, но и завоевать новую долю рынка. Это возможно только в том случае, если вы не останавливались.

Пример из практики агентства «ВАРТО»: во время кризиса 2014 года наш клиент думал над тем, чтобы полностью «заморозить» маркетинговый бюджет до стабилизации ситуации. Мы проанализировали, что в производство и запуск продукции наш клиент инвестировал 300 млн. грн., а удержание умеренной маркетинговой активности в течении 6 — 9 месяцев будет стоить около 5 млн. грн. Рассчитали, что перезапуск продукта после полной остановки будет стоить не менее 15 млн. грн. При этом, полная остановка активности может грозить потерей завоеванных позиций, а соответственно и всех вложений.  Взвесив все «за» и «против» — бюджет сохранили. В результате, через год компания не только вернулась в докризисный объем продаж, но и смогла увеличить свою долю рынка за счет «проседания» конкурентов. 

Второй аргумент в защиту сохранения маркетинговых активностей в периоды кризиса лежит в человеческой психологии. Люди лояльны к тем, кто разделил с ними трудные времена. Грамотные коммуникации от имени бренда, поддерживающие потребителей в кризисный период, в будущем обеспечат не просто пул позитивно настроенных клиентов, но и взрастят амбассадоров бренда, что тоже отразится на последующих продажах.

  1. Продумать и прописать месседжи от вашего бренда к своему потребителю, находящемуся в состоянии стресса. Скорее всего, они будут отличаться от тех, с которыми вы обращались в обычное, мирное время. Рекомендую такой пакет антикризисных коммуникаций заготовить заранее.
  2. Воздержаться от выведения на рынок новых продуктов, если нет уверенности в том, что они отвечают новым потребностям аудитории. Потому что заявка, разгон и «приучение» потребителя к новинке всегда требуют времени и свободных ресурсов. Также, следует помнить, что и фокус внимания аудитории под давлением страха очень меняется, и привычные методы донесения информации часто не срабатывают.
  3. А вот чем нужно будет заниматься на 200% всем, без исключения, компаниям — внутрикорпоративными PR. Люди подвержены эмоциям и в мирное время, тем более в условиях военного положения, нагнетаемой некоторыми СМИ истерии и фейковых новостей. Понятно, что стрессовое состояние очень отражается на работоспособности людей. Страх парализует, если ситуация не прогнозируема. И хотя люди ходят на работу, они трудятся без отдачи и сознательно или подсознательно ищут защиту. Поэтому работе с коллективом по поддержке морального и боевого духа сотрудников следует уделить особое внимание.

Современные украинские маркетологи и пиарщики имеют свои уникальные антикризисные наработки и колоссальный опыт, полученный в стрессовых ситуациях и испытаниях бизнеса на прочность, знаю это из опыта нашего pr-агентства «ВАРТО». Чего только стоят — финансовый кризис-2008, оранжевая революция-2004, Майдан-2014. Поведенческая схема потребителей в эти периоды имела схожую природу.

Для того, чтобы даже кризис стал трамплином для новых взлётов и открыл бизнесу новые возможности, — холодный мозг, системный анализ и своевременная разработка антикризисного реагирования — нам в помощь. 

 

/*